Чугунные канализационные люки: типы, монтаж и особенности эксплуатации

Типы люков

Канализационные люки

Сколько историй связано с канализационными люками — смешных и грустных, анекдотичных и трагичных, реальных и выдуманных. Но ясно одно — это важная и обязательная деталь многих коммуникационных систем. И просто невозможно представить себе какую-нибудь улицу города или поселка без единого чугунного канализационного люка.

Канализационный колодец как деталь системы

Чем же канализационные люки заслужили такое внимание?

Огромная протяжённость различных магистралей требует постоянного их обслуживания, а при необходимости и ремонта. При этом единственным способом попасть в подземное пространство стало обустройство технологических колодцев. По ним можно добраться до кабеля телефонной связи, магистралей теплосетей, водоснабжения и канализации.

Колодцы располагают на основных участках подземных инженерных магистралей. В них устанавливают узлы запорной и распределительной аппаратуры, а также механизмы управления и контроля систем.

Каждый колодец обязательно должен закрываться. И не как попало, а капитально и надёжно, чтобы его не могли открыть ни колеса случайного автомобиля, ни любопытные и вездесущие мальчишки.

Плотно закрытая крышка — это гарантия ее защиты от воровства и попадания в колодец различных предметов и домашних животных. Но самая главная цель, ради которой ставят тяжелые и массивные крышки — это предотвращение несчастных случаев и падения в них людей. Разглядеть отверстие колодца в тёмное время суток, в траве или в других сложных условиях практически невозможно.

Таким образом, основное назначение люков — это обеспечение доступа к подземным коммуникациям и безопасного автомобильного движения и перемещения людей. Крышка должна быть универсальной и подходить к любым колодцам, независимо от города и региона. При этом люки различают по назначению и системам, проходящим через колодец.

Изготовление канализационных люков — трудоёмкий и дорогостоящий процесс, поэтому участившиеся в последнее время кражи чугунных крышек влекут за собой существенные затраты на их восстановление.

Типы люков и материалы для них

Чугунный люк - устойчив к коррозии

Люк чугунный

До недавнего времени люки были исключительно чугунными. Чугун — прочный, устойчивый к коррозии и очень тяжелый материал. Его прочность важна для установки на автомобильных дорогах, где тяжелый канализационный люк не должен трескаться и даже перемещаться под действием колёс проезжающих автомобилей. При этом основные типы чугунных люков рассчитаны на нагрузку в 25 тонн.

Чугун идеально подходит и с точки зрения устойчивости к коррозии, постоянно находясь в условиях повышенной влажности.

Однако в последние годы разные чугунные изделия стали объектом краж, и первое место среди всех украденных предметов занимают именно люки.

И не только чугун…

Чтобы исключить хищения, крышки колодцев стали изготавливать из полимерных материалов и резины. Конечно, устанавливать их на проезжей части нельзя, так как они не выдержат нагрузок от проезжающих автомобилей. А вот в пешеходных зонах и на грунтовых территориях они прослужат долго. По заверениям производителей, срок эксплуатации таких люков составляет не менее 50 лет, а весят они в 5 раз меньше чугунных аналогов.
При этом резиновые люки могут быть окрашены в различные цвета.

Люк из полимерно-композитного материала

Канализационный люк полимерно-композитный круглый

Крышки из полимерно-композитных материалов лишены многих недостатков полимерных и даже чугунных. Они практически не имеют ограничений в применении, в том числе и по нагрузкам. Установить их можно на проезжей части, пешеходных дорожках и в зонах зелёных насаждений. При этом разная окраска изделий позволяет сделать их не только незаметными в траве, но и малозаметными на тротуарах и пешеходных дорожках.

Немаловажным преимуществом таких люков является и полное исключение образования искр при контакте частей, что устраняет возможность воспламенения газа в колодце.

В целях борьбы с хищениями в материал полимерных изделий добавляют химические соединения, исключающие вторичную переработку. Кроме того, всё чаще можно увидеть канализационный люк с замком. Это практически исключает кражи не только самих крышек, но и находящихся в колодце материалов и оборудования.

Типы люков и их маркировка

Маркировка канализационного люка

Маркировка К — канализация

Хотя для большинства людей все люки на дороге или тротуаре называются канализационными, под ними зачастую проходит совсем не канализация. Определить истинное назначение «канализационного люка» можно по маркировке на крышке. Наносится она при литье изделия и обозначается буквами:

  • К — канализация
  • В — водоснабжение, водопровод
  • Д — дождевая, ливневая канализация
  • Г — пожарный водопровод, гидрант
  • ТС — теплосеть
  • ГС — газовая магистраль
  • ГТС — телефонная сеть

Специальные службы, конечно же, не ищут свои коммуникации по этим буквам, поскольку у них есть детальные схемы с указанием расстояний до домов и других ориентиров. Но при большом скоплении коммуникаций на небольшой площади маркировка помогает.

По местам применения все чугунные и полимерно-композитные люки можно разделить на:

  •  Тяжёлые — тип «Т»
  • Легкие — тип «Л»

Люки типа «Т» применяют на автомагистралях, автодорогах и проезжей части дворов. Вес такого чугунного изделия составляет от 90 до 110 кг, полимерно-композитного — 45 кг. Полимерные изделия в этой категории не представлены.

Люк канализационный типа «Л»

Люк чугунный легкий

Люки типа «Л», будучи более лёгкими, применяются на пешеходных дорожках, в «зелёных» зонах и на других недоступных для транспорта участках. Чугунная крышка весит 55-90 кг, полимерно-композитная — 45 кг и полимерная — 12-15 кг.

Для особых условий эксплуатации производят и другие типы люков, например, магистральные. Вес таких изделий составляет более 150 кг, при этом они выдерживают нагрузку в 40 тонн. К специальным также относятся аэродромные и водосточные люки.

Пара слов о монтаже

На приусадебных участках установка люка может быть связана не только с канализацией, но и с водоснабжением или другими системами. Критерием выбора материала крышки для домашнего колодца нередко оказывается цена.

Поскольку интенсивного автомобильного движения по участку вряд ли стоит ожидать, в большинстве случаев достаточно установить легкий люк с максимально допустимой нагрузкой 3000 кг.

Сколько стоит канализационный люк такого типа? Если говорить об изделиях из чугуна, то их цена колеблется от 2,5 до 4-х тысяч рублей. Полимерные аналоги стоят порядка 1 тысячи рублей.

Установка люка на колодец

Монтаж люка

Вся конструкция выполнена так, что усилия нужно приложить только при монтаже опорного кольца. Сам люк просто укладывается в проём лаза направляющими выступами в пазы опорного кольца. При этом опорное кольцо имеет технологические отверстия для качественного и надёжного бетонирования.

Если колодец канализационный, то необходимо произвести его установку так, чтобы через крышку внутрь не попадала вода во время осадков, таяния снега или полива. Поэтому верхняя плоскость крышки с отверстиями для эксплуатации должна несколько возвышаться над поверхностью газона. Если колодец расположен на дорожке или въезде автомобиля, нужно предусмотреть уклон в районе крышки для стока воды.

Важно! Не допускается монтаж, когда верхняя плоскость крышки ниже уровня полотна дороги, грунта или пешеходной дорожки.

Колодец также может оказаться ниже уровня земли, например, при обновлении полотна дороги, поднятии уровня грунта, укладке тротуарной плитки поверх асфальта и в других случаях.

Особенности эксплуатации

Люк установлен на дорожке

Эксплуатация полимерно-композитного люка

Несмотря на внешнюю простоту устройства колодцев, их эксплуатация требует соблюдения некоторых правил:

  1. Открывать крышку колодца, особенно когда она чугунная, нужно очень осторожно. Большой вес крышки может причинить серьёзные травмы.
  2. При открытии колодца запрещено использовать открытый огонь для освещения и обогрева. Любая искра способна привести к возгоранию находящихся внутри газов.
  3. Опускаться в колодец можно только после его проветривания. А в канализационных люках разрешается проводить работы исключительно в средствах индивидуальной защиты.
  4. Производить работы в колодцах в одиночку категорически запрещается.
  5. Приспособление для спуска в колодец (лестница, стремянка) должно иметь соответствующую высоту, а работающие внизу люди должны быть надёжно закреплены страховочными приспособлениями.
  6. Открытый проём колодца обязательно нужно огораживать и освещать в ночное время.

Все эти правила касаются не только работников специальных предприятий по обслуживанию подземных инженерных сетей, но и любого человека, так или иначе связанного с работами в колодцах. В полной мере они относятся и к владельцам частных домов.

Комментарии и отзывы к материалу